Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
В настоящее время создаются разнообразные программы, по которым детей, не посещающих детские сады, можно готовить к школе. Детский сад имеет, конечно, ряд существенных преимуществ перед этими одногодичными «курсами подготовки». Прежде всего, материал, который дети изучают на этих курсах в течение одного года, в детском саду последовательно и целенаправленно преподносится им на протяжении нескольких лет.
Необходимо заметить, что в подавляющем большинстве программ предшкольной подготовки значительное внимание уделяется обучению дошкольников чтению и письму. В настоящее время такого рода обучение в программах детского сада практически отсутствует, хотя исследования на эту тему и, соответственно, обучение грамоте в детских садах в нашей стране проводились почти на протяжении всего двадцатого столетия и специалисты по дошкольному воспитанию добились в этом отношении очень больших успехов.
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой, пользующейся сейчас большой популярностью у воспитателей детских дошкольных учреждений, подготовка к обучению грамоте ограничивается устной работой по составлению предложений и делению слов на слоги. Конечно, это никак не соответствует ни ожиданиям широкой общественности, ни тем требованиям, которые предъявляет к детям современная школа.
Детский сад имеет возможность посвятить подготовке детей к обучению грамоте не один год и добиться в этой работе успехов, не сопоставимых с любой одногодичной подготовкой, так как при этом будут последовательно и грамотно учитываться возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Содержание программы.
Средняя группа детского сада
Развивать артикуляционный аппарат детей, отрабатывать произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков Совершенствовать интонационную выразительность речи, учить детей произвольно менять громкость голоса и интонацию.
Развивать и совершенствовать фонематический слух детей. Учить их правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук» сравнивать слова по их протяженности; интонационно выделять в слове определенный звук (сначала первый звук в слове, а потом — любой). Учить детей называть слова с заданным звуком, выделять и называть первый звук в слове; различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки (без введения соответствующей терминологии).
Все эти знания дети усваивают в ходе проведения специально разработанных дидактических игр.
Старшая группа детского сада
Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нём.
Ввести понятия - гласный звук, «твёрдый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зелёного цвета и т. д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
Учить детей называть звуки, которые являются парными по твёрдости-мягкости и глухости- звонкости; проводить звуковой анализ слов, состоящих из трёх, четырёх и пяти звуков; соотносить слово с его звуковой моделью; в соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова определённой звуковой структуры
Познакомить детей со всеми гласными буквами и правилами их написания после твёрдых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р» и научить их читать прямые слоги.
Подготовительная группа детского сада
Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
Познакомить детей с понятием ударение, научить их находить ударение в любом проанализированном или прочитанном слове и ставить знак ударения в нужном месте.
Познакомить детей со всеми буквами алфавита, научить их плавному слоговому чтению и чтению целыми словами на материал полнит алфавита несложных по своему структурному составу слов и предложении.
Научить детей писать печатными буквами и использовать своё умение в соответствии с заданиями воспитателя.